Начало >> Учеба >> Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей

Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей

Печать

План.
1. Место общения в системе отношений человека. Функции общения.
2. Основные стороны общения.
3. Формы, уровни общения.
4. Структура и виды общения.
5. Социально-психологические механизмы общения.
6. Качества, важные для общения.

Литература:

  • Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд. – Москва: Аспект Пресс, 2002, с. 47 – 66.
  • Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: курс лекций. – К.: МАУП, 1995, с.13 – 19.
  • Пиз А. Язык телодвижений. – СПб, 2000.
  • Потапова В.Д. Учебно-методическое справочное пособие по социальной психологии. – Донецк, 1995, с. 12 – 23.
  • Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов /В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др./Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с. 8 –50, 93 – 127.
  • .              Психологія: Підручник /Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – К.: Либідь, 1999, с.463 – 468, 469 – 476.
  • Семиченко В.А. Психология общения. – К.: Магістр – S, 1998, с.3-34.
  • Социальная психология в трудах отечественных психологов // Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000, с.414 –424, 249 – 258.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: изд. «Феникс», 1997, с.630 – 700.

Проблема общения занимает одно из центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Изучение данной темы является особенно важной для студентов, т.к. знание сущности общения, его закономерностей, особенностей организации необходимо каждому для повышения общего качества жизни, улучшения отношений с другими людьми, а также повышения психологической компетентности.
Общение – слишком сложный феномен в жизни человека и человечества в целом, чтобы все многообразие проявляемых в межличностных отношениях смысловых и содержательных аспектов свести к краткой формулировке. Поэтому в предложенной теме рассматриваются отдельные стороны, виды, уровни общения.

1. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение своего рода искусство, где есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения цели.
П. Чаадаев: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится личностью только в общении, в общении он развивается. В масштабах жизнедеятельности человека общение является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности. Ребенок, изолированный от общества людей, не может овладеть механизмами человеческого поведения, познания, совокупным опытом человечества.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Общение свойственно всем высшим существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.
Общение, как и деятельность, имеет свою структуру: потребности, мотив, цель, способы осуществления, результат. Это дает основания отнести его к разряду видов деятельности.
Функции общения (по В.А. Семиченко)

  • контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи во время взаимодействия;
  • информационная – обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос;
  • побудительную – стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий;
  • координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимания – адекватное восприятие и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний);
  • амотивную – целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с  помощью партнера собственных переживаний и состояний;
  • установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится;
  • оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.).

Функции общения (по О.Г. Филатовой)

  • инструментальная – передача информации для совершения определенных действий;
  • трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;
  • экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
  • функция самовыражения;
  • функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
  • функция социализации и др.

Знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценности структуры и формы общения, в которое включается человек.

 

2. Г.М. Андреева в общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами.

Модель коммуникативного процесса (по Г. Лассуэллу) включает 5 элементов:

  • Кто? (передает сообщение)             – Коммуникатор.
  • Что? (передается)                              – Сообщение (текст).
  • Как? (осуществляется передача)      – Канал.
  • Кому? (направлено сообщение)       – Аудитория.
  • С каким эффектом?                           – Эффективность.

Средства коммуникации:

    • Речевые (вербальные).
    • Неречевые (невербальные):
      • Оптико-кинетические (Публиций писал: «Говорим голосом, беседуем всем телом»): жесты, мимика, пантомимика, поза, осанка, походка, др.
      • Паралингвистические – качество голоса, его тональность, диапазон, громкость, тембр. Способствует выражению эмоционального состояния коммуникатора
      • Экстралингвистические – паузы, смех, плач, кашель, темп речи.
      • Тактильные – рукопожатие, поцелуи, прикосновения и т.д.
      • Пространственно-временные (проксемика) – время, дистанция, расположение людей в пространстве при общении.

Зоны (Э. Холл):

        • интимная (до 45 см.) – допускаются лишь близкие, знакомые. Характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт.
        • личная или персональная (45-120 см.) – обыденная беседа с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт.
        • социальная (120-400 см.) – во время официальных встреч.
        • публичная (свыше 400) – общение с большими группами людей.
  • Интерактивная сторона общенияорганизация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Различают:
      • Сотрудничество – форма общения, когда оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.
      • Противоборство - форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
      • Уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
      • Одноправленное содействие – один из партеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
      • Контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
      • Компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

3. Перцептивная сторонапроцесс восприятия и познания друг друга партерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые ввел Дж. Брунер в 1947 г. в ходе разработки так называемого «Нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты объекта и субъекта восприятия:

          • Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе, другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе, свою собственную группу, «чужую» группу.
          • Когда субъектом восприятия выступает не отдельный индивид, а группа, тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие группой в целом другой группы.

Соединение вербального и невербального действий образует процесс воздействия субъектов общения друг на друга. Такое воздействие будет эффективным, если в него включаются механизмы восприятия и взаимопонимания. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия, обратная связь, каузальная атрибуция, стереотипизация, установка, аттракция.

3. Формы организации общения – это такой способ взаимодействия членов группы, в котором реализуются цель и содержание данного взаимодействия.
Исследователи насчитывают около 100 форм организации общения. Некоторые из них:

  • объединения в играх;
  • диалог;
  • дискуссии (форумы, диспуты, обсуждения, семинар);
  • собрания (информационные, координационные, принятия решений и т.д.);

Уровни общения:

  • макроуровень – общение обусловлено общественными отношениями, социальными установками, нормами, обычаями, традициями, законами, правилами;
  • мезауровень – общение на определенную тему, как с индивидом, так и с группой людей (конференции, собрания, симпозиумы, взаимодействие «учитель-ученик»);
  • микроуровень – общение с помощью элементарных единиц коммуникации (вопрос – ответ, взгляд, улыбка, рукопожатие и т.д.).

4. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. К структуре общения подходят по-разному, как и к определению его функций. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем 3-х взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В. А. Семиченко обращает внимание на определенную структуру (теоретическую модель организации общения), дающую возможность наглядно показать их специфику и отличия. В данную теоретическую модель включают следующие существенные компоненты: содержание, цель, средства, участники, тип устанавливающихся между участниками связей, форма и результат общения.
Виды общения.

Компоненты общения

Виды общения

1. Содержание – это информация, которая передается от одного участника общения другому.

  • Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками; имеет прямой развивающий эффект.
  • Материальное – общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности. Позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры, способствует индивидуальному развитию.
  • Когнитивное – общение, в процессе которого  происходит обмен знаниями, способами их интерпретации и применения к анализу конкретных жизненных явлений; общающиеся взаимно обогащаются знаниями.
  • Мотивационное – общение, заключающееся в передаче другому человеку установок, убеждений, интересов, готовности к действиям. Служит источником дополнительной энергии для человека, его подзарядкой.
  • Кондиционное – общение, осуществляемое как однонаправленное влияние или обмен эмоциональными или физиологическими состояниями (например, поднять или испортить партнеру по общению настроение).

2. Цель – то, ради чего осуществляется данное взаимодействие.

  • Биологическое – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением органических потребностей.
  • Социальное – расширение, укрепление межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Поскольку в жизни человека все виды потребностей, в том числе биологические, социализированы, то любой вид реализуемого им общения имеет социальный характер.

3. Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки его содержания.

  • Вербальное
  • Невербальное (его функции: усиливает или ослабляет вербальное воздействие, помогает выявить намерения участников общения, создает образ партера, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, поддерживает оптимальный уровень психологической близости участников общения).
  • Непосредственное – осуществляется с помощью органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки, т.д. Общающиеся стороны взаимодействуют «лицом к лицу». В нем больше (чем в опосредованном) каналов для установления обратной связи, с помощью которой каждый из общающихся получает дополнительную информацию о степени принятия содержания взаимодействия партнером, его реакции на содержание.
  • Опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (третье лицо, вещь, природные предметы – палка, брошенный камень, след на земле, культурные – печать, радио, телевидение; и др.). Сам процесс общения неполный – люди не могут произвольно, по своему желанию, изменить дистанцию взаимодействия.

4. Участники – это конкретные люди и группы людей.

  • Межличностное – общение, в котором участвуют люди, не объединенные в момент взаимодействия какими-то структурными связями.
  • Групповое – если данные люди представляют собой группу, объединенную общей деятельностью.
  • Социальное – если в нем участвует большое количество людей.

5. Тип связей –  связи, которые устанавливаются между участниками общения.

  • Однонаправленное – общение, при котором поток информации идет в одну сторону (монолог, чтение книги, просмотр спектакля, кинофильма).
  • Двунаправленное – диалог, предполагающий равные позиции участников общения, обмен мыслями, чувствами, состояниями.

6. Продолжительность – время развертывания контакта, оказывающее существенное влияние на характер общения.

  • Долговременное – поиск дополнительных возможностей для расширения границ контакта, содержания взаимодействия, растягивание времени общения..
  • Кратковременное – быстрое решение любого вопроса, человек не позволяет содержанию общения «обрастать контекстами», стремясь скорее завершать контакт.

 

Типы общения (по Э. Берну).

  • «отсутствие» – общение, при котором человек физически присутствует, но психологически отсутствует;
  • «ритуалы» – привычные, повторяющиеся, не несущие почти никакой смысловой нагрузки и, в основном, не имеющие никаких целей способы взаимодействия;
  • «развлечения» – полуритуальное общение обо всех известных общественных проблемах и событиях;
  • «совместная активность» – целенаправленное взаимодействие в процесс – деятельности;
  • «игры» – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой;
  • «интимность» – свободное от игр общение, характеризующееся хорошим отношением к партнеру, которое исключает наличие открытых мотивов манипулирования партнером.

5. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. Анализ осознания себя через другого включает следующие стороны:
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. Мы как бы ставим себя на место другого человека и восстанавливаем в памяти, что сами испытывали, переживали в соответствующий момент. Идентификация дает возможность рассуждать отстраненно, со стороны, путем прямого сопоставления или отождествления и рациональных выводов о схожести или различии.
Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств и эмоциональных отношений. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с эти человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, т.е. отношусь к ней сочувственно, но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. Оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е., партнер по общению, понимать меня, ибо от этого будет зависеть наше взаимодействие. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это механизм, включающийся в мышление, самопознание, самоуправление. Понять другого на рефлексивном уровне – значит осознать, как он относится к субъекту восприятия. Описывая этот процесс, часто используют аналогию удвоенного зеркального отображения: человек, отражая другого, отражается сам в зеркале восприятия этого другого.
Каузальная атрибуция - от лат. сausa – причина и atributio – придаю, наделяю. Это процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую приходится процессом приписывания (атрибуции) определенных причин на основе своего представления о происходящем. Мера и степень приписывания зависят от следующих показателей:

  • от степени уникальности или типичности поступка;
  • от степени его социальной «желательности» или «нежелательности» поступка;
  • от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.

Г. Келли выделил 3 типа атрибуции (характер атрибуции зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником или его наблюдателем)

  • Личностная атрибуция: когда причина приписывается лично совершающему поступок;
  • Стимульная атрибуция: когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  • Обстоятельственная атрибуция: когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Ошибка атрибуции: тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать личностные влияния на поведение других. Мы (по результатам экспериментальных исследований) в такой степени приписываем поведение людей их внутренним чертам, что пренебрегаем ситуационным воздействием, вынуждающими человека поступать так, а не иначе, даже, когда они очевидны.
Стереотипизация – интерпретация причин поведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым явлениям, подведение формы под определенный класс. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более широком смысле стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуется как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.
В исследованиях А.А. Бодалева, специально изучавшего особенности восприятия человека человеком, было выявлено наличие у людей консервативных представлений о связи между внешностью человека и его чертами характера.  Наиболее часто встречаются такие стереотипные утверждения (из 72 опрошенных): люди с квадратными подбородками обладают сильной волей (считают 9 человек), люди с большим, высоким лбом и те, кто носит очки, - умные (17), люди с жесткими волосами обладают непокорным характером (3), полные люди – добродушные (16), толстые губы – символ сексуальности (2), малый рост – свидетельство властности (5), близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость (1), красота – признак глупости (5).
Несомненно, что придание эти эталонам сверхзначимости, попытка с их помощью разрешать проблемы конкретного взаимодействия может привести к ошибочной интерпретации поведения других людей, серьезно деформировать отношения с ними. Нередко излишняя склонность подводить все жизненные впечатления под определенные стереотипы приобретает характер предубежденности. (Пример - эксперименты А.А. Бодалева: 2 группам студентов дали фотографию одного и того же человека. Одной группе сообщили, что он – видный ученый, другой – что это преступник. Затем предлагалось описать его наружность). По мнению студентов 1 группы, весь облик данного человека свидетельствует о том, что он много и напряженно работает, добрый, отзывчивый, умный, глаза у него умные и ласковые. Студенты 2 группы утверждали, что это портрет человека жесткого, решительного и коварного, порочную натуру которого выдают его глаза – злые и беспощадные.
Обратная связь – это осмысление ответных реакций партнера по общению.
Установка (также рассматривается как механизм) – это готовность воспринимать и понимать объект.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в это процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения друг к другу. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические исследования главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

6. Качества, важные для общения:
Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как другие, воспринимать поступки с их же позиции («Я понимаю других и могу чувствовать себя в его шкуре»).
Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы («Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг да около»).
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать («Я вступаю в контакт и не жду, когда вступят в контакт со мной»).
Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям («Я действую открыто и прямо во взаимодействии с окружающими, не раздумывая как я буду выглядеть»).
Открытость – готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими.
Конфронтация – умение с «глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности, в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя.
Принятие чувства – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Гибкость – (процесс общения во многом зависит от гибкости)способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости – значит обрести способность видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления, и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей (упражнение: посмотри на мир другими глазами, какой ты в 20 лет, в 40 лет, продумай несколько способов достижения одного и того же результата).
Конгруэнтность – от лат «congruens» - встретиться, прийти к соглашению. В каждом из нас много разных частей: делового человека, родителя, честолюбца, весельчака, покорителя сердец. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, то личность конгруэнтна. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем третьего, то мы неконгруэнтны.
Общительность – мера стремления личности к общению. По этому признаку людей делят на чрезмерно или умеренно общительных, необщительных.
Отрицательные качества:
Эгоизм – себялюбие, равнодушие к другим людям, игнорирование потребностей других людей и социальных групп.
Инфантилизм (детскость)сохранение человеком детских форм поведения, потребность в опеке со стороны, уход от ответственности, неспособность самому справляться с жизненными трудностями.

Вывод: все сказанное позволяет сделать вывод о том, что общение – сложный многозначный процесс, имеющий свою структуру, формы, стороны, механизмы. В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д. в последнее время анализируются также функции общения, его структура. 

 
« Состав преступления как инструмент квалификации   Спеціалізований психологічний професійний відбір в структурі органів внутрішніх справ »